В 2019 году постоянный клиент обратился к нам с задачей реализовать механизм акции для привлечения клиентов с аналогичных площадок – розыгрыш с крупным дорогим призом. Проект в работу взял экс-руководитель проектов.
Вводные данные
Клиент предоставил 4 страницы описания условий розыгрыша. Были установлены крайне сжатые сроки – начать 9 августа, закончить к 1 сентября 2019. Саму акцию планировали завершить к Новому году.
При этом, механика розыгрыша была не самая простая и включала в себя множество дополнительных условий – например, предусматривались разные условия для пользователей сайта и мобильного приложения, а также добавлялись шансы на выигрыш, если другой участник акции пришел по реферальной ссылке (по программе “Пригласи друга”).
Наша главная задача при получении подобной документации от заказчика - понять его боль и сделать следующее:
Как работали над проектом
Проект взяли в работу, согласившись со всеми вводными и сроками. Реализацию затянули, так как посчитали документ с описанием задачи заказчиком окончательным ТЗ и дали оценку на его основе.
В процессе сдачи работ начали появляться вопросы, которые изначально подготовленное проработанное ТЗ могло бы решить. В итоге появилось новое ТЗ по доработкам реализованного функционала на 10 листах.
Приведу пример подобного вопроса: “Как быть с пользователями, которые зарегистрированы, но не авторизованы?”
И действительно, вопрос резонный, так как в изначальной постановке описаны лишь 2 механики - для:
Кроме вопросов, которые уточняют какой-то уже реализованный в рамках первого “ТЗ” функционал, были и более глобальные - касающиеся функционала, который не предусмотрели вообще.
Что в итоге
В итоге завершили работу к середине апреля 2020 года, нарушив сроки на 7,5 месяцев.
К тому времени, как мы полноценно реализовали проект, началась пандемия, а актуальность рекламной кампании пропала.
Спустя 2 года, проект не несет ценности ни для нас, ни для клиента:
Последствия
Клиент отказался оплачивать работу – сроки нарушены, а пользы для бизнеса нет. Проект списан в утиль:
– несколько месяцев команды разработки потрачены впустую;
– бессчетное количество времени руководителя проекта потрачено на урегулирование ситуации;
– неоправданное ожидание клиента и его недовольство нами как подрядчиками.
Вывод
Проанализировав ситуацию, мы осознали, что задача была провальной изначально – руководитель проекта халатно подошел к проектированию и оценке, и взял в работу проект, который команда не могла выполнить качественно в оговоренные сроки.
После описанной выше ситуации мы провели работу над ошибками – теперь следуем 3 важным правилам.
Правило 1 – никогда не пропускать этап Проектирования
Нельзя опираться сугубо на постановку клиента.
Необходимо соблюдать установленные процессы работы над новыми проектами, какой бы простой/незначительной ни казалась задача. Первым этапом всегда должно быть проектирование – мы внимательно изучаем вводные; если необходимо, привлекаем аналитика; выясняем, что действительно ожидает клиент от данной задачи. Тщательно анализируем задачу – особенно, если речь идет о крупном проекте.
Правило 2 – оценивать сроки объективно
Мы учитываем общую загрузку команды, время на выполнение задачи, тестирование и исправление багов. Добавляем страховочный коэффициент по плановым часам разработки. Закладываем подушку безопасности под форс-мажоры, пожелания по доработкам от заказчика и т.д.
Правило 3 – договариваться о реальных условиях работы
Невозможно уложиться в сроки/выполнить другие параметры – договариваемся о реальных. Необходимо найти компромисс с клиентом или, если клиент требует невыполнимых сроков – мы отказываемся от задачи.
Хотите узнать больше об аналитике и проектировании наших проектов?
Мы подготовили материал, в котором подробно рассказали об этом предпроектном этапе